Российский КДХР-1Н «Даль»: всевидящее лазерное око химической разведки

Источник: armedman.ru">
Источник: armedman.ru

Как известно, для качественной разведки на поле боя жизненно необходимы современные приборы наблюдения, способные обнаружить и идентифицировать противника на большом расстоянии и в любых условиях. У подразделений химической разведки противник хоть и специфический – отравляющие вещества и прочее – но и они тоже нуждаются в технических средствах, способных «увидеть» отраву задолго до того, как дружеские войска войдут в зону её поражения. Одним из таких средств стал комплекс дальней химической разведки КДХР-1Н «Даль», который и по сей день считается уникальной отечественной разработкой.

КДХР-1Н «Даль». Источник: nevskii-bastion.ru

Специфика работы химразведки

Так уж получилось, что специфика работы подразделений радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) в большинстве случаев не предусматривает какой-либо автоматизации и требует прямого контакта с отравляющими веществами. К чему это ведёт – рассмотрим на простом примере.

Допустим, на каком-то участке фронта противник применил химическое оружие. Для того чтобы определить тип «химии» и границы этого самого участка, нужно выехать непосредственно в зону поражения и взять множество проб воздуха и почвы – десятки, а возможно, и сотни проб. При этом очертить точные контуры заражения на карте всё равно не получится. Только приблизительные. А затем эти координаты нужно передать вышестоящему командованию, на что тоже тратится определённое время.

Расчёт хим.разведки на машине РХМ-4. Источник ru.wikipedia.org

Расчёт химразведки на машине РХМ-4. Источник ru.wikipedia.org

И это всё в тепличных условиях. А если противник ведёт интенсивный обстрел той местности, где работают подразделения РХБЗ? Да ещё и позади собственные войска поджимают, ведя наступление? В общем, может статься так, что будет и вовсе не до разведки.

Также стоит отметить, что техника, побывавшая в зоне применения химического оружия, требует обязательных мероприятий по дегазации – очистки от остатков отравы, осевшей на корпусе, ходовой части и прочих элементах машины.

Увидеть заражение издалека с помощью спектрометрии

Учитывая вышесказанное, складывается не очень приятная картина, которая, впрочем, характерна для войск химической разведки практически любых стран. Хочешь измерить масштаб заражения и его тип: выезжай на место, не попади под обстрел, а потом и машины отмыть не забудь.

А можно ли сделать так, чтоб выезжать на прямой контакт с отравляющими веществами не требовалось? Ответ дали в московском НПО «Астрофизика».

Со второй половины 80-х годов в этом научно-производственном объединении проводилась кропотливая работа по теме дистанционного обнаружения различных химических соединений. К тому времени специалисты этого научного центра накопили богатый опыт по разработке и использованию лазерных установок в различных целях, в частности – военных.

Предложенный этими учёными мужами метод обнаружения и идентификации химических веществ, витающих непосредственно у поверхности почвы, был основан на спектральном анализе, широко используемом как в приземлённых отраслях науки, так и в астрофизике – науке, изучающей космос.

На сегодняшний день накоплены огромные массивы данных о химическом составе звёзд, которые могут поведать нам о соотношении тех или иных химических элементов в небесном светиле с относительно высокой точностью.

Чтобы определить, из чего состоит звезда, находящаяся в тысячах световых лет от Земли, используется спектральный анализ – разделение её излучения (видимого и невидимого) на спектры, которые уже дают понятие о содержании там тех или других обитателей таблицы Менделеева.

Но отравляющие аэрозоли не светятся и ничего не излучают. Как же быть в этом случае?

Здесь на помощь приходит лазерное излучение, которое выступает в роли подсветки на большом расстоянии. Облучая лазером десятки различных распространённых образцов химического оружия, инженеры «Астрофизики» смогли составить большую базу данных об их спектральном составе. Оставалось только создать мобильную установку, которую можно было бы применить в реальной боевой обстановке.

КДХР-1Н «Даль»

В качестве базы для новой машины, получившей обозначение КДХР-1Н «Даль», стало удлинённое шасси транспортёра МТ-ЛБ – МТ-ЛБу. Выбор именно этой машины был обусловлен сразу несколькими факторами: отработанное производство, довольно неплохая подвижность с возможностью разгона до 40–60 км/ч и плавучесть, позволявшая преодолевать водные преграды. К тому же имелось и противопульное/противоосколочное бронирование, которое могло пригодиться в боевой ситуации.

КДХР-1Н «Даль» на постаменте в качестве памятника. Источник iohotnik.ru

Но, пожалуй, наибольшее внимание привлекает башня с круговым вращением, расположенная ближе к кормовой части гусеничного шасси. Выполненная в прямоугольной форме со скошенной лобовой частью, она бросается в глаза обилием оптики и излучателей.

Если смотреть на башню с её лобовой части, слева сверху можно увидеть телевизионный визир, который используется экипажем для наблюдения за местностью и обнаружения видимых химических аэрозолей.

Для непрерывного зондирования приземных слоёв атмосферы машина использует квантовый (лазерный) излучатель, установленный в правой нижней части башни. Приём и расшифровка спектра, если лазер попал в облако отравляющих веществ, производится двумя оптическими приёмниками с линзами крупного диаметра. Возможности излучателя позволяют «расшифровывать» состав воздуха на дальности видимости горизонта, то есть около 5 километров.

Внешнее и внутреннее оборудование КДХР-1Н «Даль». Источник tehnowar.ru

После того, как командир КДХР-1Н получает информацию о применении противником оружия массового поражения, машина выдвигается в предполагаемый район заражения. Поиск аэрозолей производится зондирующим лазерным лучом с помощью вращения башни со скоростью до 6 градусов в секунду – практически как локатор.

При обнаружении отравы бортовой вычислительный комплекс автоматически анализирует её спектр и, сравнивая с «вшитыми» в память данными, выдаёт информацию о составе распылённого вещества. Также встроенный дальномер позволяет оценить размеры загрязнённого участка с точностью до 30 метров, чего добиться при традиционном методе измерений попросту невозможно.

После того, как тип «химии» и площадь заражения определены, машина в автоматическом режиме наносит координаты опасной зоны на карту, которую затем можно передать вышестоящему командованию или соседним подразделениям.

Но может случиться так, что сильная запылённость или задымлённость исследуемой местности не позволит использовать лазерный излучатель. Для такого случая КДХР-1Н оснащена классическими приборами для отбора проб, включая также радиометр, и будет действовать по старинке – с заездом в эпицентр.

На вооружение эту уникальную машину приняли ещё в 1988 году, хотя, как утверждают некоторые источники, её мелкосерийное производство – в количестве около десяти единиц – началось в 1990 году. Массовый выпуск наладить всё-таки не смогли: помешало безденежье на фоне распада СССР, да и химическое оружие, как значительная потенциальная угроза, уже не рассматривалось.

Оригинал материала читайте полностью по ссылке на  TOPWAR

Источник: https://topwar.ru/198854-rossijskij-kdhr-1n-dal-vsevidjaschee-lazernoe-oko-himicheskoj-razvedki.html
15:19
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...