«Урал ТМ Барс» – несвоевременная новинка c большим потенциалом

«Урал ТМ Барс» – несвоевременная новинка c большим потенциалом
">
«Урал ТМ Барс». Источник: omnifurgone.it. Автор фото – Константин Якубов


Грузовик российский – агрегаты американские


Подмосковная компания «Б-Армс» уже давно занимается доработкой отечественной армейской техники. Впрочем, военный профиль далеко не единственный в богатом портфолио фирмы. «Б-Армс» дислоцируется в подмосковной Истре и, помимо доработки бронетехники, строит заборы, навесы, перила и ворота для малоэтажных домовладений. Важное место в производственной гамме занимают лиофильные установки для сублимирования продуктов питания и газовые грили.

Однако для читателей «Военного обозрения» в первую очередь интерес представляют разработки оборонного назначения. Несколько лет назад был представлен глубоко модернизированный БРДМ-2, получивший индекс «МБ» и имя «Бекас». Машина получилась неоднозначной, как и любая попытка вдохнуть жизнь в морально и технически устаревшие боевые машины.

Но вот последняя разработка «Урал ТМ Барс», хотя и относится к технике двойного назначения, вполне может быть полезна в российской армии. Конечно, не в нынешнем состоянии – у грузовика импортный 6-цилиндровый дизель Caterpillar C15, 10-ступенчатая Eaton Fuller Roadranger и раздаточная коробка передач ZF (китайская лицензионная). Мощность двигателя беспрецедентная для линейки «Урала» – не менее 600 л. с.

Машина построена пока в единственном экземпляре и является примером возможной эволюции капотных грузовиков из Миасса. Тем более что в России уже есть опыт использования сверхмощной армейской техники. Например, КамАЗ-4911 Extreme, собранный всего в 15 экземплярах, под кабиной которого расположен 730-сильный ЯМЗ.

Как пишут сами разработчики, грузовик «предназначен для экстренной доставки грузов в труднодоступные районы по дорогам с осевой нагрузкой до 78 кН (8 тс), а также по грунтовым дорогам и пересеченной местности». Часть партии отправилась служить в ФСБ, остальное – по частным заказчикам. Камскому автозаводу экстремальный двухосный грузовик понадобился не просто так, а для омологации «боевых» КамАЗов для ралли-рейдов. Международная автомобильная федерация FIA потребовала в начале 2000-х годов выпустить аналоги спортивных машин хотя бы чисто символическим тиражом.

На базе Extreme позже родился еще один супергрузовик – бронированный «Фалькатус», служащий в Центре специального назначения ФСБ. На этой же базе построен броневик ФТА-5901 «Викинг», являющийся логическим продолжением «дакаровского» КамАЗа. Только мотор ему снарядили помощнее – ТМЗ 7Э846.22 мощностью 884 л. с. Эта штучная техника уже используется российскими спецслужбами в ходе контртеррористической работы в освобожденных регионах Украины.




Источник: omnifurgone.it. Автор фото – Константин Якубов

Безусловно, «Урал ТМ Барс» в нынешнем исполнении не претендует на роль рейдового бронеавтомобиля для спецслужб, но занять свою нишу в армейских структурах грузовик вполне способен. Конечно, после соответствующей доработки.

Немного о технике прототипа из Истры. С постройкой такого нетривиального «Урала» сразу возникли проблемы. Высокомощный американский дизель изначально не помещался в подкапотное пространство, поэтому кабину для большей емкости подняли на 12 см. Это, кстати, видно невооруженным взглядом и добавляет «Уралу» определенный колорит. Американский дизель действительно немаленький: ширина – около метра, длина – почти полтора, а высота – 1,37 метра.

Масса не заправленного маслом мотора более 1 300 кг. Но даже с поднятой кабиной оснастка 15-литрового Caterpillar C15 полностью не вошла – радиатор интеркулера переехал за кабину. В этом же пространстве поместили радиатор кондиционера и гидроприводы передней и задней лебедок. Лебедки, к слову, также импортные – 9-тонные Runva из Китая. За основу для прототипа был взят серийный «Урал», вероятнее всего, под индексом 4320-1112-61Е5.

Этот бортовой грузовик достался «Б-Армс» в потрепанном состоянии и прошел сразу два курса реабилитации. Первый – в Челябинской области, где машину основательно перебрали, однако результат не устроил новых хозяев. Наверно, потому, что мотор «Урала» заклинил всего через 40 километров пробега. Вторым этапом реабилитации, точнее полного переформатирования, стала постройка прототипа «Урал ТМ Барс», о котором широко стало известно в начале 2022 года.

Несвоевременный «Урал»


Можно много рассуждать о преимуществах «Урала» от «Б-Армс», но точно можно сказать одно – поставить в массовое (даже штучное) производство машину в данном исполнении невозможно. Зарубежные производители автокомпонентов спешно сворачивают бизнес, и среди них Cummins c ZF. О том, было ли у производителя КПП Eaton Fuller своё дело в России, неизвестно – инженеры «Б-Армс» коробку-автомат сняли с магистрального тягача Freightliner. Мотор также достался подержанным, с выгоревшей проводкой и пустой головкой блока цилиндров.

Интересно, что двигатель по паспорту выдавал «всего» 550 л. с. и 2 509 ньютон-метров крутящего момента. В «Б-Армс» мотору заново прошили управляющую электронику, поставили более крупные турбокомпрессоры, модифицированный распредвал, новые форсунки, и старичок Caterpillar C15 заиграл новыми мускулами. По информации инженеров, мощность может достигать 650 л. с.




Уставший «Урал» со сдвоенной кабиной до и после ремонта в Челябинской области. Источник: omnifurgone.it.




Источник: omnifurgone.it. Автор фото – Константин Якубов

Отдельного внимания заслуживает кабина, обустроенная по всем канонам современного уровня комфорта. Обитателей «Урала» основательно изолировали от шумов, удлинили кабину ради большего комфорта, встроили мультимедийную систему, камеры кругового обзора и кондиционер. Получился отличный прогулочный автомобиль для активного отдыха, охоты и рыбалки. Производители утверждают, что супер-«Урал» может использоваться и в коммерческих целях. Например, возить туристов в горах.

Неизвестно, как быстро окупится пятиместный грузовик стоимостью в 20 млн рублей на горных трассах, но вот о перспективах использования «Барса» в армии рассуждать можно. Надо отметить, что в армии «Уралы» со сдвоенными кабинами уже давно используются, в том числе и в бронированном исполнении. В частности, на видео из Гостомеля в кадр попадали несколько таких машин. Однако энерговооруженность и подвижность этой техники не идет ни в какое сравнение с потенциалом «Урала ТМ Барс».

Если допустить, что агрегатную базу удастся заменить на отечественную или хотя бы на китайские комплектующие, то у машины появится своя ниша в Вооруженных силах РФ. Например, в качестве машины для подразделений ССО и ВДВ, которым упоминаемый «Викинг» слишком дорог, а легкий «Тигр» слишком тесен. В реалиях спецоперации на Украине скоростной «Урал» с дополнительным бронированием выглядит совершенно не лишним.




Источник: omnifurgone.it. Автор фото – Константин Якубов

Напомним лишний раз, что подвижность – это один из важных факторов выживаемости, особенно когда противник донельзя насыщен управляемым вооружением. Энерговооруженность «Барса» в 2–2,5 раза выше, чем у стандартного армейского «Урала». Немаловажна и капотная компоновка машины, резко повышающая выживаемость экипажа при подрыве на мине. Кстати, подняв кабину на 12 см, инженеры повысили противоминную стойкость. Здесь работает простой закон (при всех прочих равных) – чем выше над землей, тем меньше вероятность погибнуть.

Хотя, конечно, внутреннее убранство «Барса» совершенно не работает на снижение травматизма. Здесь как минимум требуются кресла с креплением к потолку и добротное бронирование с противоосколочным подбоем. Трехосная компоновка вкупе с полным приводом и 600–650-сильным мотором обеспечивает машине высокую тягу на крюке. А это значит – «Барс» становится мощным артиллерийским тягачом для систем, ранее недоступных классическому «Уралу». И тягач-эвакуатор из истринского прототипа выйдет превосходный.

Дело в этой истории за малым – найти замену иностранным агрегатам. Остается надеяться, что оживившаяся отрасль отечественного грузового автомобилестроения сможет предложить что-то аналогичное в ближайшие годы.

Оригинал материала читайте полностью по ссылке на  TOPWAR


Источник: https://topwar.ru/198457-ural-tm-bars-nesvoevremennaja-novinka-c-bolshim-potencialom.html
17:01
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...