Современная истребительная авиация Румынии

Современная истребительная авиация Румынии
">
В годы «холодной войны» Румыния наряду с СССР, ГДР, Чехословакией, Польшей, Венгрией и Болгарией входила в Организацию Варшавского договора (ОВД). В то же время генеральный секретарь ЦК Румынской коммунистической партии Николае Чаушеску, сконцентрировавший в своих руках всю полноту власти, проводил «многовекторную политику» и по ряду вопросов занимал недружественную позицию по отношению к СССР. В связи с этим Румыния, в отличие от других стран ОВД, если и получала советское оружие, то чаще всего не самое современное, и в меньших объёмах, что неизбежно сказывалось на оснащённости и боевых возможностях румынских ВВС и ПВО.


Социалистическое наследие



Вскоре после окончания Второй мировой и установления в Румынии просоветского режима началось реформирование вооруженных сил. В национальные ВВС с 1949 года начали поступать самолёты советского производства: По-2, Як-18, Ту-2, Ил-10 и Ла-9.

Уже в 1950 году румынские пилоты приступили к переучиванию на реактивные Як-17 и Як-23, а с 1952 по 1956 Румыния получила 88 истребителей МиГ-15бис и МиГ-17Ф/ПФ.


Як-23

В 1958-1960 гг. году на вооружение поступило 15 сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19П. Этот самолёт был вооружён двумя 30-мм пушками, пусковыми установками ОРО-57К с 8 неуправляемыми ракетами С-5. В распоряжении пилота имелся радиолокационный прицел РП-5. В 1960-е годы перехватчик довооружили УР К-13.


МиГ-19П

После освоения МиГ-19П Румыния дополнительно приобрела 45 модернизированных перехватчиков МиГ-19ПМ с радиолокационным прицелом РП-5М. На МиГ-19ПМ произошёл отказ от пушек, и он был вооружён четырьмя управляемыми ракетами РС-2У (K-5M). Эксплуатация МиГ-19С/ПМ продолжалась в Румынии до второй половины 1970-х.

В феврале 1962 года началось освоение сверхзвуковых фронтовых истребителей МиГ-21Ф-13.


МиГ-21Ф-13

МиГ-21Ф-13 стал первой массовой модификацией в многочисленном семействе «двадцать первых». Хотя бортовой приборный комплекс этого истребителя был очень простым, самолёт пользовался популярностью.

На МиГ-21Ф-13 не имелось собственного радиолокатора, прицельное оборудование состояло из оптического прицела АСП-5Н-ВУ1, с аналогового вычислителя ВРД-1, и радиодальномера СРД-5 «Квант», расположенного в радиопрозрачном обтекателе центрального тела воздухозаборника двигателя. Встроенное вооружение включало в себя 30-мм пушку НР-30. Под крылом могли быть подвешены две ракеты воздушного боя К-13 с ИК ГСН. По воздушным целям также можно было применять 57-мм НАР С-5.

Во второй половине 1970-х вдобавок к имеющимся МиГ-21Ф-13 и двухместным МиГ-21У Румыния получила усовершенствованные МиГ-21МФ и «спарки» МиГ-21УМ.

МиГ-21МФ были оснащены бортовым радиолокатором РП-22 с дальностью обнаружения до 30 км. В арсенале этого лёгкого фронтового истребителя имелись ракеты Р-3Р (К-13Р) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и дальностью стрельбы до 15 км, что серьёзно повысило возможности по уничтожению воздушных целей ночью и в условиях плохой видимости.

Современная истребительная авиация Румынии

Всего СССР передал Румынии 175 МиГ-21Ф-13, МиГ-21У/УМ и МиГ-21МФ. По состоянию на 1991 год в строю имелось более 80 МиГ-21МФ.

В конце 1970-х в строевые эскадрильи начались поставки реактивных самолётов румынского производства IAR 93 Vultur.


Самолёты IAR 93 Vultur

Этот двухдвигательный дозвуковой боевой самолёт разрабатывался для замены МиГ-15 и МиГ-17, которые на закате своей карьеры использовались в румынских воздушных силах как истребители-бомбардировщики. Однако помимо ударных задач IAR 93 Vultur рассматривался как истребитель, предназначенный для перехвата относительно тихоходных и маловысотных воздушных целей, против которых он мог применять 23-мм пушку ГШ-23Л, а также ракеты «воздух-воздух» К-13 и Р-60.

Согласно экспертным оценкам, румынский IAR 93 при правильном применении был способен успешно противостоять американскому штурмовику A-10 Thunderbolt II или западногерманскому Alpha Jet, а также противотанковым и транспортно-боевым вертолётам.


IAR-93SC

С учётом предсерийных экземпляров было построено 86 одноместных и двухместных IAR 93 нескольких модификаций, которые использовались до 1998 года.

В период с 1979 по 1985 Румыния получила 36 одноместных истребителей с изменяемой геометрией крыла МиГ-23МФ и 10 учебно-боевых спарок МиГ-23УБ. В начале 1990-х Россия передала ещё два бывших в употреблении МиГ-23УБ.


МиГ-23МФ

Все истребители «двадцать третьего» семейства являлись сложными и дорогими в эксплуатации, а также предъявляли повышенные требования к уровню квалификации лётного и технического состава. В то же время МиГ-23МФ был неплох в роли всепогодного и всесуточного перехватчика.

По разгонным характеристикам, максимальной скорости и дальности полёта МиГ-23МФ существенно превосходил МиГ-21МФ, составлявшие основу румынской истребительной авиации. В составе бортового радиоэлектронного оборудования МиГ-23МФ имелись БРЛС «Сапфир-23Э» с дальностью обнаружения 45 км, теплопеленгатор ТП-23 и система командного наведения «Лазурь-СМ». Вооружение состояло из двух УР средней дальности Р-23Р или Р-23Т, двух-четырёх ракет малой дальности К-13М или УР ближнего боя Р-60 и подвесного контейнера с 23-мм пушкой ГШ-23Л.

Истребители МиГ-23МФ и МиГ-23УБ стояли на вооружении 57-го истребительного авиаполка, в котором также эксплуатировались МиГ-29. Служба «двадцать третьих» в ВВС Румынии продолжалась до 2001 года.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-23МФ/УБ на аэродроме Тимишоара

Более трёх десятков истребителей МиГ-23МФ/УБ и IAR-93 до сих пор «хранятся» под открытым небом на аэродроме Тимишоара. Но с полной уверенностью можно утверждать, что эти самолёты больше никогда не взлетят.

В 1987 году в связи с необходимостью обновления истребительного парка Румыния подала заявку на истребители 4-го поколения МиГ-29. Хотя советско-румынские отношения были не безоблачными, СССР пошёл навстречу, и была достигнута договорённость о поставке 12 одноместных МиГ-29А в варианте 9.12А и 2 учебно-боевых МиГ-29УБ в варианте 9.51. Первые самолёты прибыли в Румынию в декабре 1989 года.


Уже после краха режима Чаушеску и развала СССР были получены ещё четыре одноместных и два двухместных истребителя. Где-то в 1994 году один МиГ-29 (9-13) со встроенной станцией РЭБ «Гардения» и увеличенным внутренним запасом топлива передала Молдова.

Служба МиГ-29 в румынских ВВС оказалась недолгой. Из-за плохого обслуживания самолёты быстро обветшали и были списаны в 2004 году.

Модернизация МиГ-21МФ до уровня МиГ-21 Lancer


В середине 1990-х годов стало совершенно очевидно, что ВВС Румынии не соответствуют современным требованиям. После краха коммунистической системы вероятность вооруженного конфликта с соседями стремилась к нулю, но страна всё же нуждалась в минимальном количестве истребителей, способных обеспечить неприкосновенность воздушного пространства.

Хотя в строю всё ещё имелись гораздо более современные МиГ-23МФ и МиГ-29, командование румынских ВВС решило параллельно с восстановительным ремонтом подвергнуть кардинальной модернизации МиГ-21МФ и МиГ-21УМ, построенные во второй половине 1970-х.

Так как Румыния не обладала необходимыми наработками и специалистами с соответствующей квалификацией, в мае 1993 года был заключён контракт с израильской компанией Israel Aerospace Industries. Израильтяне должны были подготовить техническую документацию и изготовить оборудование, а его монтажом занималась румынская фирма IAR Brasov.

Главными направлениями модернизации стали: применение современных средств получения необходимой информации, повышение эффективности взаимодействия «пилот — самолёт» и живучести в условиях современного боя.

Программа модернизации известна как IAI MIG-21-2000, но самолёты румынских воздушных сил получили обозначение: Lancer А (истребители-бомбардировщики), Lancer B (двухместные) и Lancer C (перехватчики ПВО). Официально контракт был завершён в апреле 2003 года. Его стоимость составила $330 млн.


Учебно-боевой самолёт Lancer B

В ходе восстановительных и модернизационных работ была заменена большая часть БРЭО. Так, вместо устаревшей советской БРЛС РП-22 израильский подрядчик предложил установить новую многорежимную импульсную доплеровскую станцию EL/M-2032 с дальностью обнаружения целей до 70 км. Обновлённая система управления огнём управляется бортовым многофункциональным компьютером, разработанным израильской фирмой Elbit.


Двухместные учебно-боевые «МиГи» оснастили радиодальномером EL/M-2001B. Для предупреждения о радиолокационном облучении все модернизированные самолёты получили современные широкополосные приёмники. Защита от ракет с ИК ГСН обеспечивается автоматом отстрела тепловых ловушек.

Для отображения основной информации предназначен многофункциональный цветной дисплей размерности 12,7x12,7 см. Также информация может выводиться на лобовое стекло.


Цветной монитор имеется на всех модификациях и применяется для навигации, управления вооружением и других функций. Второй монохромный устанавливается на перехватчиках Lancer C и предназначен для отображения воздушной обстановки с радара.


В состав оборудования также ввели инерциальную навигационную систему LISA 4000 и аппаратуру обмена данными в закрытом режиме стандарта Link 11.

Модернизированные «Лансеры» получили израильское вооружение — ракеты воздушного боя Python-3 фирмы Rafael и управляемые бомбы Whizzard фирмы Elbit. Для MiG-21 Lancer также были разработаны новые пилоны, позволяющие подвешивать как вооружение западного стандарта, так и российско-советского производства.

Если верить открытым источникам, то в ВВС Румынии поступили: 75 ударных Lancer А, 10 двухместных Lancer В и 25 истребителей Lancer C. Однако такие цифры вызывают сомнения. К концу 1990-х значительная часть румынских МиГ-21МФ выработала ресурс, и в наличии не имелось необходимого количества самолётов. Возможно, что для выполнения румынского контракта однотипные истребители приобретались в других странах, или в число модернизированных машин вошли самолёты иностранных заказчиков, которые предпочли не афишировать факт модернизации.

Истребители F-16MLU


В начале XXI века основу румынской боевой авиации составляли самолёты МиГ-21 Lancer. Однако часть «Лансеров» была потеряна в лётных происшествиях, а многие машины советской постройки, чей возраст приблизился к 40 годам, уже выработали свой ресурс. Через 10 лет, прошедших после модернизации МиГ-21МФ, для поддержания на минимальном уровне истребительного парка потребовались новые истребители. Согласно данным справочника Military Balance 2013, девять лет назад в строю имелось 10 самолётов модификации Lancer А, 6 двухместных Lancer В и 20 Lancer С.

Румыния не располагала необходимыми финансовыми ресурсами для приобретения новых боевых самолётов, и вполне предсказуемо командование Forţele Aeriene Române обратило свой взор на бывшие в употреблении истребители.

В 2010 году министерство обороны Румынии обнародовало план поэтапной модернизации ВВС страны. На первом этапе планировалось приобрести 24 подержанных истребителя F-16, на втором ─ 24 новых F-16 Block 50/52, а на третьем ─ 24 истребителя F-35A Lightning II. Позднее из-за нехватки средств оборонного бюджета план был пересмотрен.

В октябре 2013 года Министерство обороны Румынии купило у португальского военного ведомства партию из 12 подержанных истребителей F-16AM/BM Fighting Falcon. Ещё 3 истребителя были приобретены в США в рамках программы «Избыточное военное имущество» (EDA – Excess Defense Articles).

В ходе предпродажной подготовки самолёты модификации F-16AM/ ВМ block 15 прошли ремонт и модернизацию до уровня F-16MLU 5.2R, которые предлагают возможности, аналогичные вариантам F-16 Block 50/52.


F-16MLU

Сумма сделки не раскрывалась, но, по мнению экспертов, составила не менее $700 млн. Вместе с самолётами передавались авиационные средства поражения, запасные части и наземное оборудование. Осуществлялось обучение лётного и технического состава, а также создание центра сервисного обслуживания и ремонта.


Поставка F-16MLU была реализована с сентября 2016 года по сентябрь 2017 года, самолеты вошли в состав 53-й истребительной эскадрильи.

В начале 2022 года появилась информация, что Румыния намерена купить 32 истребителя F-16A/B из состава ВВС Норвегии общей стоимостью $513 млн. На их модернизацию в США до уровня F-16MLU 6.5.2, сопутствующую логистическую поддержку, а также пакет оборудования и услуг предполагается потратить ещё $100 млн. Самолёты будут поставлены в полностью боеспособном состоянии с ресурсом, обеспечивающим их эксплуатацию в течение не менее 10 лет до принятия на вооружение истребителей 5-го поколения F-35А Lightning II.

Предполагается, что все F-16MLU 6.5.2, приобретённые в Норвегии, будет переданы в строевые части до 2024 года. В 2023 году в составе ВВС Румынии должно эксплуатироваться не менее 24 F-16MLU 6.5.2. По мере поступления норвежских истребителей начнётся модернизация ранее закупленных в Португалии самолётов.

Численность и актуальное состояние истребительного парка ВВС Румынии


В настоящее время в ВВС Румынии в лётном состоянии имеется примерно два десятка одноместных МиГ-21 Lancer С и четыре-пять двухместных МиГ-21 Lancer В.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-21, находящиеся на хранении на аэродроме Бакэу

Ещё более трёх десятков МиГ-21 до недавнего времени хранилось на аэродроме Бакэу неподалёку от границы с Молдавией. Раньше этот аэродром являлся родным домом для 951-й истребительной эскадрильи, где осуществлялась подготовка пилотов «Лансеров».


МиГ-21 Lancer С из состава 711-й истребительной эскадрильи

Самолёты этого типа стоят на вооружении 711-й истребительной эскадрильи, развернутой на 71-й авиабазе «Генерал Эманойл Ионеску», расположенной недалеко от города Кампия-Турзи в центральной части страны.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-21 на 71-й авиабазе «Генерал Эманойл Ионеску»

Четыре МиГ-21 Lancer С, принадлежащие 71-й авиабазе, в рамках НАТОвской миссии Baltic Air Policing с августа 2007 года по ноябрь 2007 несли дежурство на авиабазе Шяуляй в Литве. Румынские истребители сменили в Прибалтике французские Mirage 2000C. Румынская авиагруппа привлекала огромное внимание местных СМИ, не в последнюю очередь из-за того, что это был всего второй раз, когда истребители советского производства, имеющиеся в странах НАТО, несли дежурство в Шяуляе. До этого МиГ-29 ВВС Польши были там развернуты в 2006 году.

«Лансеры», приписанные к 71-й авиабазе, интенсивно летали с 2004 года. Однако уже через 10 лет службы их активность пошла на спад, и судя по имеющимся спутниковым снимкам, большая часть боевых самолётов на 71-й авиабазе сейчас не в лётном состоянии.

861-я эскадрилья, пилоты которой летают на одноместных и двухместных модернизированных «Мигах», официально приписана к 86-й авиабазе «Авиатор Георгий Мочорницэ», расположенной неподалёку от населённого пункта Фетешти, на юго-востоке Румынии.


Истребители МиГ-21 Lancer C и F-16MLU ВВС Румынии

На 86-й авиабазе также дислоцирована 53-я эскадрилья, вооруженная истребителями F-16MLU. В отличие от изношенных «Лансеров», румынские «Сражающиеся Соколы» по большей части находятся в хорошем техническом состоянии, и их коэффициент технической готовности не ниже 0,8. Согласно справочным данным, в строю числится 14 самолётов.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16MLU на 86-й авиабазе «Авиатор Георгий Мочорницэ»

После реконструкции инфраструктуры 86-й авиабазы, проведённой с 2014 по 2016 года с целью приведения её к стандартам НАТО, она используется только для размещения F-16MLU, которые в настоящее время являются основной боевой силой ВВС Румынии.

Истребители МиГ-21 с авиабазы «Авиатор Георгий Мочорницэ» передислоцированы на аэродром «Михаил Когэлничану» в окрестностях Констанцы, находящийся в распоряжении командования 86-й авиабазы. Всего в Румынии имеется 13 аэродромов с твёрдым покрытием и необходимой инфраструктурой, на которых могут в течение длительного времени базироваться истребители.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16MLU и МиГ-21 Lancer на аэродроме «Михаил Когэлничану»

Румынские Военно-воздушные силы потеряли в лётных происшествиях несколько «Лансеров». Последняя катастрофа произошла 2 марта 2022 года. Истребитель МиГ-21 румынских ВВС вылетел с аэродрома «Михаил Когэлничану» и разбился в районе между населёнными пунктами Коджалак и Гура Доброджей. На его поиски вылетел вертолет IAR 330 Puma, который тоже потерпел катастрофу, погибли все семь членов экипажа. До выяснения причин произошедшего МО Румынии запретило все полёты МиГ-21 и IAR 330 Puma.

Однако недавно стало известно, что МиГ-21 будут служить до поступления из Норвегии истребителей F-16. В настоящее время в румынском правительстве активно обсуждается возможность передачи Украине истребителей МиГ-21, находящихся в лётном состоянии. Впрочем, с учётом возраста и технического состояния этих машин, они вряд ли представляют серьёзную боевую ценность.

Оригинал материала читайте полностью по ссылке на  TOPWAR


Источник: https://topwar.ru/199426-sovremennaja-istrebitelnaja-aviacija-rumynii.html
18:18
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...