"Ъ": завершено расследование уголовного дело о крушении Ан-148 в Подмосковье пять лет назад
Самолёт Ан-148-100В «Саратовских авиалиний», следовавший из Москвы в Орск, разбился 11 сентября 2018 года при вылете из аэропорта «Домодедово», погиб 71 человек — все, кто был на борту. Причиной называют ошибки экипажа и обледенение воздушного судна, которое, впрочем, случилось из-за отказа экипажа от обработки самолёта противообледенительной жидкостью. В полёте обледенели приёмники воздушного давления, из-за чего пилоты стали получать ошибочные данные, в том числе о приборной скорости самолёта.
Показания скорости, которые экипаж видел на табло, расходились друг с другом и были занижены. Пилоты стали набирать скорость всеми силами, в том числе переведя двигатели во взлётный режим работы, а самолёт — в режим пике, и итоге самолёт спикировал в землю около села Степановское Раменского района Подмосковья на скорости 720 км/ч через 6 минут после вылета. При ударе разлетелись даже двигатели, которые в авиакатастрофах обычно остаются относительно целыми.
Главными обвиняемыми изначально были пилоты, 51-летний командир воздушного судна Валерий Губанов и второй пилот, 44-летний Сергей Гамбарян. Но в окончательной редакции обвинения, по информации «Коммерсанта», фигурируют только их бывшие руководители — Сергей Янюшкин и Юрий Костин, уже вышедшие на пенсию.
Экс-управленцы «Саратовских авиалиний», например, допустили критическую нехватку лётного состава, из-за чего Губанову приходилось перевыполнять лётную норму, находиться за штурвалом дольше положенного. Также выяснилось, что от обработки антифризом лётчики отказались, так как самолёт прибыл в Москву с опозданием.
Наконец, пилоты не были подготовлены к той нештатной ситуации, в которой оказались: имеющиеся у компании авиатренажёры не позволяли смоделировать её. В тренировочном полёте моделировать её запретил производитель — украинская корпорация «Антонов».
Наконец, командир воздушного судна оказался склонен к панике, и его психологические особенности не были учтены в ходе подготовки и отбора пилотов. Столкнувшись с проблемой, Губанов перестал обращать внимание на все параметры полёта, кроме скорости, и не считался с напарником, который пытался обратить его внимание на опасное снижение. Бортовой самописец сохранил его нервное восклицание: «Хрен с ней, с высотой!». В последние секунда полёта паника командира сменилась глубоким ступором, то есть пилот утратил работоспособность, считают психологи по результатам посмертной психолого-психиатрической экспертизы.
Яношкину и Костину предстоит объяснить на суде, почему в полёт отправили пилота, чьё паникёрство подстёгивалось крайней усталостью. Но когда начнётся судебный процесс, неизвестно.
«Саратовские авиалинии» прекратили своё существование. Росавиация призвала компанию добровольно прекратить детальность, в итоге сертификат эксплуатанта предприятия был аннулирован с 31 мая 2018 года по результатам внеплановых проверок, которые провело авиационной ведомство.
Ранее Межгосударственный авиационный комитет завершил расследование крушение самолёта-лаборатории Ан-26 в Хабаровском крае на территории Большехехцирского заповедника 22 сентября 2021 года. Выяснилось, что в трагедии, грубо говоря, виноваты все — к столкновению самолёта с сопкой привела цепочка различных обстоятельств: от неосторожного решения командира до вовлечения в полёт неопытных стажёров.
Оригинал материала на Deita.ru
Источник: https://deita.ru/article/535036