Антон Макаренко – великий педагог, который воспитал тысячи беспризорников

Антон Макаренко – великий педагог, который воспитал тысячи беспризорников

В Год педагога и наставника с российскими школьниками проводятся занятия, посвященные великим педагогам. 13 марта исполняется 135 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко. Этот выдающийся советский педагог известен работой с беспризорниками, несовершеннолетними детьми, совершившими правонарушения. Свой опыт в воспитании трудных подростков он изложил в «Педагогической поэме», которая названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века и переведена на десятки языков, а сам Антон Макаренко признан организацией ЮНЕСКО одним из величайших педагогов XX века. Его опыт по перевоспитанию беспризорников не удалось повторить никому в мире.

Антон Семенович Макаренко родился 13 марта (1 марта по старому стилю) 1888 года в городе Белополье Харьковской губернии. По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем в 1911-1914 годах работал учителем. Затем поступил в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В течение нескольких лет возглавлял железнодорожное училище в Крюкове и городское училище в Полтаве.
С 1920 года Антон Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. Педагог присвоил ей имя писателя Максима Горького, с которым состоял переписке. С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. Некоторое время руководил педагогической работой в трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году Антон Макаренко переехал в Москву и последние годы жизни посвятил литературной и просветительской деятельности.

Педагогический опыт в колонии им. М. Горького Антон Макаренко описал в главной своей книге «Педагогическая поэма» (1935), а работу в Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского — в повести «Флаги на башнях» (1938). Педагог выступал против элементов тюремного режима и жесткой системы наказаний. Важное значение в воспитании подростков он придавал производительному труду. Ядро его учения — теория воспитательного коллектива, который Макаренко считал ключом к развитию личности. В числе воспитанников Макаренко — 3000 беспризорников, и ни один из них не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире.


Воспитать человека счастливым: цитаты Антона Макаренко

• Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

• Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.

• Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ.

• Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

• Самая трудная вещь — требование к себе.

• Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения… сберегайте правила, традиции.

• Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

• Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.

• Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.

• Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

• Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство.

• Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Материал с EDU.RU


Источник: https://edu.ru/news/glavnye-novosti/anton-makarenko--velikiy-pedagog-kotoryy-vospital-/
21:46
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...